Я греюсь у костра, потому что мне холодно.
Как просто и вместе с тем - странно.
Как непривычно.
Рядом со мной сидят те, кого я называю своими друзьями. Рыже-коричневые отблески пляшут на их одежде, шерстяных плащах и просыхающей у костра обуви, на лицах. Мои воины, мои друзья смеются и передают один другому большую кружку с неразбавленным вином. Мы празднуем. Вернее, они празднуют, а я греюсь у огня. Никто об этом не знает. Никто не догадывается. Никто не задумывался, почему я иногда сижу у огня рядом с ними - но я прихожу в общий круг, потому что мне хочется говорить с ними, пить с ними и делить принесенные мною радость или горе. Или вспоминать тех, кто погиб за меня.
Я никогда не прихожу к костру только потому, что зябну.
Если мне холодно, ты греешь меня.
Сейчас тебя нет, ты далеко - отчасти это моя вина, но кому, кроме тебя, я мог доверить столь важное поручение, с каким послал тебя? Я завишу от тебя, но не как от наркотика. Как люди привыкли носить одежду, чтобы не мерзнуть, так и мы с тобой привыкли греть друг друга ночью, когда холодно, когда ветер прогибает внутрь ткань шатра или когда дождь шуршит по его пологу.
Я не могу ограничиться лишь собственным теплом, а тебе не достаточно тепла твоего тела, и сейчас ты тоже где-то там сидишь у костра, потому что тебе холодно.
А когда мы вдвоём, наше тепло смешивается - и друг с другом становится жарко.
Почему мне не согреться в одиночку? Почему мне не хватает тепла под всеми одеялами из лучших мехов?
У меня нет жизненной силы двоих.
Мои друзья, мои воины оборачиваются на звук копыт. На краю лагеря дозорные окликают всадника, прискакавшего, видимо, с важной вестью. Мне становится неуютно. Ночные гонцы редко приносят хорошие вести.
Если что-нибудь случилось с тобой…
Он называет моё имя.
Письмо.
Издалека.
Значит, не из-за тебя, слава всем богам, в которых я иногда перестаю верить.
Я беру письмо из рук гонца и неохотно иду в свою палатку. Никто никогда не читает моей личной почты - конечно, кроме тебя.
Я сажусь на ложе, такое пустое и слишком большое без тебя. Сорвав печать, начинаю читать. Новости из моих родных мест, новости с границ, новости, новости… Они сыплются на меня - и внезапно я понимаю, что сейчас должен прозвучать твой голос и сказать, как воспринять эти новости, что делать с ними.
Я стараюсь не принимать необдуманных решений, и поэтому мне нужен кто-то, кто будет разговаривать со мной. Почему это так важно? В конечном итоге решение принимаю я и редко слушаю чьих-то советов, кроме твоих. Да и то ты не советуешь, а лишь помогаешь течь моим мыслям.
Могу я думать без тебя, в конце концов? Я могу разговаривать в одиночестве, задавая себе вопросы и отвечая на них. Это выглядит глупо, но никто не слышит, никто не приблизится к моей палатке без разрешения. Со стороны глупо, но поговорить с умным человеком полезно.
Но я не могу осмыслить все эти тревожные вести без тебя.
И мне надо говорить с тобой не потому, что ты скажешь что-то умное - ты вообще редко говоришь что-то умное - а потому, что… я не знаю, почему, я опять упираюсь в эти вопросительные знаки, изогнутые, как брови удивленной богини.
Мне сегодня опять не спать всю ночь. Письмо растормошило меня, и мне надо срочно писать ответ, писать распоряжения, чтобы укрепляли форпосты, чтобы набирали людей, передвинули два отряда.
Я пишу. Пишу долго, благо пергамента много - самого плохого пергамента для писем, которые не нужно хранить.
Я пишу при свете масляной лампы уже четвертое письмо: снова распоряжение. Рука слабеет, и я начинаю видеть строку будто в отдалении; мне кажется, что я пишу ровно - но когда открываю глаза, вижу, что линия ушла вниз и буквы невозможно разобрать. Так хочется спать.
Как часто, когда я не сплю ночь, ты отвлекаешь меня ото сна - или отгоняешь от меня сон. Забавно: ты спишь со мной - и ты не спишь со мной. Не спишь, когда не сплю я - и когда замечаешь, как слипаются мои глаза, ты говоришь что-то или просто кладешь руку на плечо, или шутливо дуешь мне на закрытые веки. Но чаще просто что-то рассказываешь. И я с радостью откликаюсь и улыбаюсь тебе - только тебе - отвечая на шутки, и посрамленный сон уходит в соседние палатки.
Прошлой ночью удалось выспаться. Но скучные бумаги неотвратимо нагоняют дрёму.
Сейчас ты, наверное, уже спишь. Думаю, ты ещё где-то на полдороги, а до места доберешься завтра. Твоего возвращения ждать дня три. Так долго, долго ждать, но сейчас, в дремотном оцепенении мне кажется, что я могу проспать эти трое суток…
Почему я не могу бодрствовать и самостоятельно стряхнуть дрему? Она такая вязкая, но почему я не могу вытащить себя на поверхность, в нормальное трезвое состояние ума? Мы с тобой так привыкли засиживаться до утра за разговорами, и нам совсем не хочется спать, когда мы говорим о разном или проводим ночь в ласках. Мы так привыкли тормошить друг друга и не давать заснуть, когда спать нельзя.
Разговаривать с собой в одиночестве, бить себя по щекам - я пробую всё это, но ничего не помогает. Я плыву, или лечу, или падаю - я засыпаю с пером в руке, над пергаментом.
У меня нет жизненной силы двоих.
Меня будит робкое - такое робкое, но не твоё! - прикосновение. Кто-то теребит за плечо, называя по титулу и имени. Надо же было так заснуть - даже не заметить, как кто-то вошёл в палатку! Скоро меня можно будет брать голыми руками, и враги порадуются, сварив меня спросонья в кипящем масле.
Я вскакиваю на ноги и оказываюсь лицом к начальнику караула. Он не по уставу держит руки за полами плаща, и на его лице написан ужас.
- Докладывай! - приказываю я, опасаясь, что на лагерь всё же напали.
Разведчики не обнаружили поблизости передвижений врага. Мы победили в поле, и они все убежали прочь, как трусливые псы. Сегодня воины пили и праздновали. Если разведчики что-то упустили…
Солдат мнется, видимо, не зная, как сказать.
- Тревога? - тороплю его.
Он не может сказать той вести, которую принес мне, зная, что эта весть убьёт меня и думая, что перед этим я успею убить его. Он ещё мало служил у меня, не знает, что я не казню гонцов.
И я понимаю, почему он держал руки под плащом.
Он протягивает мне так и не доставленный конверт и окровавленную наручь.
Твою.
- Все, кого вы послали в сопровождении, тоже погибли… вернулся один всадник и привез это… тело тоже теперь не… выступить… закат…
Я не слышу, что он говорит. Только вижу. Вижу перед внутренним взором твоё лицо. Вижу твоё... Вижу твоё лицо...
******
Земля фараонов гостеприимно встретила меня. Здесь слышали обо мне, здесь чествуют меня, заранее веря, что я могу свершать подвиги, достойные полубогов. Но у меня нет силы полубога. У меня нет даже - …
Я вижу всё в серых тонах. Уже год прошёл, а я не никак не могу поверить.
Мне непривычно не чувствовать тебя рядом. Идти в одиночку. Кажется, всё так просто - поставить вперед одну ногу, затем вторую, одну и опять вторую, идти по дороге. Все делают это, все куда-то идут и им хватает сил.
Но они видят перед собой лишь кусочек дороги, уже разбитой - дороги из местного камня, которая ведет в городские ворота, где ждут фестивали, еда и пиво.
Я вижу другую дорогу, вернее, путь. Он нарисован в моём воображении или прямо на жарком мареве, нарисован призрачными красками и ведет далеко.
У меня подкашиваются ноги, когда я думаю, что этот путь предстоит пройти без тебя. Где взять такие силы?
Сотни, тысячи людей проживают свою жизнь в одиночестве, но умирают в безвестности, горе и нищете. На это им хватает сил одной своей жизни.
Я не могу без тебя. Мне страшно идти всё дальше по этой дороге, от которой веет холодом призрачных крыл, дорога ведет через чужие смерти - и никто не сможет сказать заранее, приведет ли она к тому, о чем мы с тобой мечтали.
Усталость, бронзово-тяжелая усталость заливает мои члены, как расплавленный металл - кузнечную форму. Каждый день тренироваться, ездить на лошади, размахивать мечом, чтобы сохранить и отточить искусство боя. А потом поход, бесконечный, изнуряющий. Путь героя - путь вечной усталости. Мне не хочется геройствовать в одиночку. Зачем? Я не могу, потому что...
Взобраться на кручу проще вдвоём, если я подсажу тебя, а ты потом подашь мне руку. А в одиночку туда не влезть. Потому что…
Вооружиться для боя легче вдвоём, если я шнурую твои доспехи, а ты мои. Без тебя я пойду в бой без защиты. Потому что…
Переплыть Нил можно только вдвоём, если чередоваться, и я буду плыть, а ты отдыхать, а потом наоборот. Без тебя я войду в эту реку, и она приведет меня к трем другим, к рекам Аида, - да, возможно, Нил течет прямо в Аид, и я войду в эту реку и не выплыву,
потому что у меня нет жизненной силы двоих,
и потому что у меня нет тебя.